Ваш регион: Астана и Алматы
Каталог

Canon

Canon

Создание бренда Canon. История компании. Легенда бренда

Уповая на небесную заступницу

История всемирно известной компании Canon началась в 1933 году, когда два молодых токийских инженера, Горо Йошида и Сабуро Учида, открыли «Лаборатории точных оптических приборов», задавшись целью создать японскую фотокамеру, которая не уступала бы лучшим мировым образцам. Для начала Йошида и Учида решили досконально разобраться в конкурентных преимуществах продукции тогдашних лидеров на рынке фототехники – немецких фирм Leica и Contax – и закупили для этого все имевшиеся в то время на японском рынке образцы немецких камер. Техника стоила недешево, но, к счастью, друг Учиды – преуспевающий врач-гинеколог Такеши Митараи – тоже загорелся идеей двух приятелей и выделил деньги на покупку импортных фотоаппаратов. Разобрав купленные камеры буквально на винтики, Йошида и Учида скрупулезно изучили все технические хитрости немецких фотоаппаратов. Теперь оставалось сделать следующий шаг – научиться делать камеры не просто «как у немцев», но гораздо лучше них.

Не прошло и года, как Йошида создал прототип первой японской 35-миллиметровой камеры с затвором в фокальной плоскости. Автор изобретения назвал свое творение именем тысячерукой буддийской богини милосердия – Kwanon. Новая камера произвела настоящий фурор в стране, которая в те времена готовилась покорить если не весь земной шар, то хотя бы тихоокеанский регион, и старалась быть мировым лидером во всем – от подводных лодок до бытовых приборов. Богиня милосердия помогла своей «крестнице», и фотокамера Kwanon стала еще одним выдающимся достижением японской технической мысли.

Самое время было выводить новый фотоаппарат на мировой рынок. Для этого пришлось изменить название брэнда – буддийское имя Kwanon превратилось в созвучное латинское Canon, тоже имеющее религиозный смысл (так называется догматический свод священных текстов), но, кроме того, означающее еще и «норма», «правило». Таким образом, уже своей первой моделью новоиспеченная компания подняла планку качества на максимальную высоту – отныне японская фототехника должна была стать эталоном для всего остального мира.

Бизнес-гуру

В условиях повышенного спроса на фотоаппараты Canon «Лаборатория точных оптических приборов» остро нуждалась в дополнительных средствах для развития. Это заставило основателей компании сделать ее публичной – и в августе 1937 года была зарегистрирована акционерная компания Precision Optical Industry Co., Ltd. с уставным капиталом в 1 млн. иен и тридцатью штатными сотрудниками.

Дела у компании шли прекрасно – в преддверии войны японское правительство ввело запрет на импорт высококачественной импортной фототехники, что привело к резкому росту продаж продукции под маркой Canon. Уже через год штат Precision Optical Industry вырос в пять раз. Но компания не стала бы мировым лидером в области фототехники, если бы в 1942 году ее не возглавил первый финансовый спонсор Йошиды и Учиды – Такеши Митараи.

Он стал не просто президентом компании, но и ее духовным вождем. Митараи обогатил японский бизнес, к тому времени остававшийся еще достаточно традиционным и консервативным, несколькими революционными нововведениями, позаимствованными у западных конкурентов, – в полном соответствии с самурайской тактикой ведения поединка.

Во-первых, новый президент компании, не оставляя занятий медициной, внедрил принцип управления компанией с помощью наемных менеджеров. Для японского бизнеса, основанного на клановых принципах, это было явлением из ряда вон выходящим. К тому же Митараи сделал ставку на молодой топ-менеджмент, что тоже непривычно для Японии, где до сих пор седины не только вызывают уважение, но и являются важным преимуществом сотрудника, претендующего на высокую должность.

Митараи одним из первых в японском бизнесе стал активно внедрять на своем предприятии систему социальных льгот для сотрудников. Еще во время Второй мировой войны он ввел помесячную оплату труда, а также обязательное флюорографическое обследование сотрудников (оригинальный портативный рентгеновский аппарат разработали в самой компании). В стране, где главной причиной смертности оставался туберкулез, это стало сенсацией. А позже, в 1966 году, Митараи первым в Японии перевел свои предприятия на пятидневную рабочую неделю. В сочетании с традиционным японским командным духом подобные новшества позволили компании оставить далеко позади всех конкурентов на внутреннем рынке.

Но главная заслуга Митараи перед компанией в том, что он сохранил ее на плаву после разгрома Японии во Второй мировой войне. На Дальнем Востоке, как известно, война закончилась 15 августа 1945 года, а уже 1 октября Precision Optical Industry Co. заработала вновь – хотя и под присмотром американских оккупационных войск. Митараи лично разослал всем бывшим сотрудникам компании, которых пощадила война, письма с приглашением вернуться на работу.

Новый канон бизнес-философии

Помогли компании встать на ноги и оккупанты: американские солдаты и офицеры оказались едва ли не самыми преданными поклонниками японских фотокамер, которые были намного дешевле американских, при этом не уступая им по классу. Что до немецкой фототехники, то ее производство еще нужно было восстановить – Германия лежала в руинах, и немцам было не до фотоаппаратов.

Однако уже в первые послевоенные годы Митараи задумался над расширением сфер деятельности – численность американского военного контингента была сравнительно невелика, а массовому японскому потребителю в ту пору было тоже не до фотографий. Поэтому, продолжая выпускать камеры под брэндом Canon, компания одновременно обзавелась двумя «дочками», одна из которых производила и продавала значительно более востребованные радиоприемники, а другая – лекарства. И хотя оба эти подразделения просуществовали лишь до 1949 года, они позволили компании пережить первые послевоенные годы, когда весь японский бизнес отчаянно боролся за существование.

К тому времени компания сменила имя – по инициативе Митараи она с 1947 года стала называться Canon Camera (последнее слово исчезло из названия только в 1969 году, когда сфера деятельности Canon уже не ограничивалась фототехникой). Изменилась и ее корпоративная философия, которая отныне определялось одним-единственным японским словом «киосей».

В иероглифическом языке любой символ имеет множество смыслов. Вот и словарное значение «киосей» – «Совместное проживание и труд на общее благо» – руководство Canon предпочитает толковать более широко: «Все люди, независимо от расы, религии или культуры, должны вместе гармонично жить и трудиться для общего будущего. К несчастью, до наступления этого идеала еще далеко – мир нестабилен во всем, будь то международная торговля, уровень жизни в разных частях земного шара или экология. Однако наша задача – противостоять этой нестабильности, и мы в Canon делаем все, чтобы, несмотря ни на что, следовать принципу «киосей». Это вообще задача международных компаний – налаживать добрые отношения не только с клиентами и социальными группами, в которых они живут и трудятся, но также и с целыми нациями, и с природным окружением. Все международные компании, не исключая и нашу, несут ответственность за то, как их действия отражаются на жизни отдельных людей, страны и мира в целом».

Камерный оркестр Следование принципу «киосей» позволило Canon достичь вполне конкретных результатов. Она раньше и успешнее других японских компаний осуществила экспансию на внешние рынки: в середине 1950-х Canon вторглась на американский рынок, до того японцам недоступный, а спустя десять лет в США уже успешно работала отпочковавшаяся дочерняя компания – Canon USA. В 1957 году появилась Canon Europa. Что касается расширения сфер деятельности, то еще в 1955-м Canon открыла для себя новый рынок массовых любительских кинокамер. Прорыв готовился в строжайшей тайне и на основе принципов самурайской борьбы. Ударная группа специалистов опять досконально изучила оставшиеся от оккупационных войск образцы подержанной импортной техники, на сей раз американской. А затем умельцы из Canon разработали то, чего мир еще не знал, – портативную любительскую 8-миллиметровую камеру. Презентация первой коммерческой модели Canon Cine 8 состоялась в ноябре 1956 года, а еще через два года в продажу поступил «состыкованный» с камерой проектор – Canon Projector P-8. Многие считают, что именно этот момент ознаменовал собой начало эпохи «японского чуда», когда японская бытовая техника и электроника завоевала весь мир. Компания укрепляла свои позиции и на традиционном для себя «фотографическом» рынке. В январе 1961 года очередным хитом стал недорогой и простой в использовании фотоаппарат Canonet с «электронным глазом». Благодаря блестяще проведенной рекламной кампании новинка была буквально сметена с прилавков в первый же день продаж. А к июлю 1963 года было продано уже более миллиона экземпляров новой фотокамеры.

Успех под копирку

Однако не дремали и конкуренты – к середине 1960-х в Японии качественную кино- и фототехнику не производил только ленивый, да и многие европейские и американские фирмы приняли вызов «самураев». В компании Canon, которую к тому времени возглавил сын Такеши Митараи – Хадзиме, созрело мнение, что победу на «фотографическом» рынке празднуют не производители техники, а фирмы, выпускающие фотопленку. Хадзиме Митараи сформулировал эту проблему так: «Выпуская камеры, вы фактически работаете на тех, кто производит пленку». Он имел в виду, разумеется, американскую Kodak и японскую Fuji.

Поэтому в лучших традициях самурайского боевого искусства руководство компании решило перехватить инициативу – создать такой новый продукт, который позволил бы Canon одновременно производить и оборудование для передачи изображения, и материал, с помощью которого происходит процесс этой передачи. Таковым мог стать только копировальный аппарат.

Но на рынке тогдашних копиров безраздельно властвовала американская Xerox. По общему мнению, созданные компанией патентные «бастионы», защищавшие ее продукцию, были неприступны. С этим были согласны все – но только не настоящие самураи! Если противник кажется несокрушимым, значит, надо выведать, в чем именно секрет его несокрушимости, а затем найти контрмеры.

Именно этим и занялась «штурмовая группа» специалистов Canon. И в 1970 году компания вывела на рынок собственные копировальные аппараты серии NP, созданные на основе оригинальной электрографической системы, а самое главное – вот где отыскалась брешь в оборонительных рядах американцев! – работающие на обычной бумаге. Canon позаботилась и о патентной защите, но, в отличие от Xerox, начала активно продавать лицензии на свое ноу-хау всем желающим. По сей день это приносит компании до $100 млн. в год.

Не останавливаясь на достигнутом, Canon в 1982 году выпустила первый в мире персональный копир, в котором была применена еще одна революционная новинка – сменный картридж. Забегая вперед, можно сказать, что это технологическое решение идеально подошло и для лазерных принтеров, в производстве которых Canon также выбилась в мировые лидеры.

Наконец, Canon завоевала лидирующие позиции еще на одном направлении – в производстве цветных копиров. В 1987 году публике был представлен первый такой аппарат, а затем, постоянно снижая цены на цветные копиры, компания превратила чудо высоких технологий в массовый бытовой аппарат.

Пузырьковая камера и лазер на дому

Среди многих технологических прорывов, которыми человечество обязано компании Canon, отдельного упоминания заслуживают струйный и лазерный принтеры.

История струйного принтера, как это часто бывает с революционными изобретениями, началась со случайности. В 1977 году один из сотрудников фирмы уронил включенный паяльник на шприц с чернилами. Под воздействием высокой температуры на кончике иглы возник чернильный пузырек, который затем растекся тонкой струйкой. Использовав этот случайно обнаруженный эффект, Canon через четыре года создала первый в мире струйный принтер, который «в оригинале» назывался «пузырьковым» – bubble-jet. Это словосочетание зарегистрировано как торговая марка, поэтому все остальные струйные принтеры – не «канонические» – используют другое название – ink-jet (буквально «чернильно-струйный»). Вскоре на рынке появился и первый недорогой «персональный» струйный принтер BJ-80 Bubble Jet.

Компании принадлежит и приоритет в создании персональных лазерных принтеров. Эти исследования сотрудники Митараи-старшего начали еще в 1960-х годах, однако в то время эксперименты пришлось приостановить – японцам никак не удавалось создать портативный источник лазерного излучения. Спустя десятилетие специалисты Canon узнали, что американцы начали применять на практике газовые лазеры. «Самураи» были тут как тут – они быстро придумали, как приспособить газовый лазер к задачам электрографии. В 1975 году прототип лазерного принтера произвел сенсацию на японской Национальной компьютерной конференции, и первым, кто тут же купил у Canon лицензию на выпуск лазерных принтеров, стал исполнительный директор знаменитой американской компании Hewlett-Packard Уильям Хьюлетт.

А после того, как специалисты Canon придумали, как сделать лазерный принтер портативным (с помощью того самого картриджа, ранее успешно использованного в копировальных устройствах), Hewlett-Packard вцепилась в новинку обеими руками. Конкуренты впервые заключили взаимовыгодный альянс. Японская сторона взяла на себя «начинку» принтеров, а американская – корпуса, программное обеспечение и всемирную дистрибуцию под собственной торговой маркой. И сегодня, по данным журнала Forbes, обе компании контролируют до 70% мирового рынка лазерных принтеров.

Накануне своего 70-летия компания, которой ныне руководит племянник первого президента Canon – Фудзио Митараи, может с гордостью заявить, что вполне оправдывает свое название. Канон – он и есть канон. Добавить нечего.

Лозунг

К 30-летию компании (в 1967 году) был разработан корпоративный слоган: «С камерами в правой руке и оргтехникой – в левой».

-7%
МФУ Canon imageRUNNER 2224
339 990 T
315 000 T
МФУ Canon i-SENSYS LBP633Cdw
171 500 T
169 000 T
Загрузить еще
ГлавнаяКаталогПоискПрофиль0Корзина