Эксперимент, который наглядно показывает разницу между цифровым и пленочным снимком

Несмотря на сегодняшнюю гегемонию цифровых технологий в фотоиндустрии, споры вокруг того, что лучше - пленочная фотография или цифровая - продолжаются. Одни настаивают на неповторимости пленочной цветопередачи и восхищаются характерной зернистостью, другие упорствуют: цифровому снимку можно придать любой вид с помощью обработки, а тоска по пленке - не более чем ностальгическая слабость, пишет Fotokto.ru.

Мы собрали самые расхожие аргументы обеих сторон и совместно с фотографом Романом Пашковским провела эксперимент, цель которого - наглядно продемонстрировать разницу между цифровым и пленочным снимком. Для этого они сопоставили фотографии, снятые при одинаковых настройках на две камеры со схожими техническими характеристиками: цифровую Nikon D800 и пленочную Nikon F100 (обе с объективом Nikon 50mm f/1.4).

Пленочная фотография или цифровая

Пленка (слева), цифра (справа). Настройки: f/2.8­, ­1/1600 s­, ­ISO 100.

Преимущества пленки

Поскольку съемка на пленку сопряжена с дополнительными расходами, фотограф осмысленно подходит к каждому кадру и не щелкает затвором бездумно. Невозможность сразу просмотреть отснятое вносит в процесс элемент таинства.

Каждый может позволить себе купить недорогую пленочную камеру и начать снимать уже сегодня.

Пленки, особенно негативные, в фотографической широте (динамическом диапазоне) значительно превосходят цифру. Проще говоря, контрастные и сложноосвещенные сцены лучше снимать на негатив — картинка будет выглядеть более реалистично. Преимущество будет очевидным, если использовать высококачественные серии пленок Fuji Pro чувствительностью 160, 400 и 800 единиц и Kodak Portra, имеющие чувствительность 100, 160 и 400 единиц.

Те, кто снимают на пленку, могут использовать дальномерные камеры — они компактны и обладают тихим затвором. Цифровые аналоги появились еще в 2006 году, но стоят дороже.

Зернистость в отличие от цифровых шумов не портит снимок, а иногда, напротив, придает ему художественный вид.

Пленочные камеры менее энергозатратны, поэтому их батарея служит заметно дольше.

Пленочная фотография или цифровая

Пленка (слева), цифра (справа). Настройки: f/1.8­, ­1/320 s­, ­ISO 100.

Недостатки пленки

Пленка, проявка, сканирование кадров — все это стоит денег.

Сам процесс получения отпечатка достаточно трудоемкий.

Если дома у фотографа не обустроена собственная лаборатория, он всегда зависит от проявочной студии.

Хранение пленки требует специальных условий.

Для дальнейшего использования пленочного кадра в программах его необходимо оцифровать, а сканирование всегда приводит к потере качества изображения.

Преимущества цифры

Цифровые камеры не тратят время на перемотку кадров, поэтому работают быстрее и лучше подходят для съемки репортажей, спортивных и прочих динамичных событий.

На карте памяти можно хранить несравнимо больше фотографий, чем на пленке, а сама она не занимает много места.

Изображения можно просматривать сразу.

Чтобы отредактировать снимок, не нужно утруждаться его оцифровкой. К тому же, большинство зеркалок могут сохранять изображения в формате RAW, который позволяет корректировать настройки уже после съемки.

Многие цифровые фотокамеры могут снимать видео.

Цифровая съемка позволяет управлять светочувствительностью и балансом белого — параметрами, которые в случае с пленкой жестко привязаны к фотоматериалу.

Пленочная фотография или цифровая

Пленка (слева), цифра (справа). Настройки: f/2.8­, ­1/400 s­, ­ISO 100.

Недостатки цифры

Стоимость камеры, как правило, выше.

Бюджетные цифровые камеры плохо передают градацию ярких фрагментов изображения и делают фотографию излишне контрастной.

Матрицу нужно периодически чистить. В противном случае на ней скапливаются мелкие частицы, которые заметны на фотографиях, снятых на длинной выдержке.

При повреждении жесткого диска архив фотографий может быть уничтожен. Пленки страдают реже.

Пленочная фотография или цифровая

Пленка (слева), цифра (справа). Настройки: f/5.6­, ­1/250 s­, ­ISO 100, ­Flash